Порядок разучивания песни (по курсу ритм-гитара)

  1. Выучить ритм приема правой рукой (бой, перебор, смешанный прием, прием с использованием басов или мелодических звуков). Необходимо сразу продумать, какие удары для удобства и предполагаемого темпа играть вверх или вниз, какие звуки в переборе выделять громче, какие мелодические или басовые звуки вставить в прием и в каком порядке, и заучивать путем многократного повторения на одном аккорде избранный прием. Вначале ритмический прием заучивается медленно, доводится до уровня автоматизма, когда мы уже не думаем, в какую сторону махнуть рукой или какую струну защипнуть. Рука «сама играет», ритм «вбит» в мышечную память. Затем раз за разом играем в другом, более быстром темпе, но не ускоряя и не замедляя во время одного исполнения. Т.е. в 1 раз — медленно, потом — чуть быстрее, за этим — немного быстрее, далее — еще быстрее, намного быстрее, быстро, еще быстрее, очень быстро, ..., пока не будет бешено быстро. Если песня будет быстрая, нужно отработать прием в еще более быстром темпе, поскольку есть отличия игры приема в медленном темпе и быстром, в быстром темпе нет времени размахивать рукой, и все движения от локтя исключены, работает только кисть и пальцы. Когда прием проучен в более быстром темпе, возвращаемся в нужный темп песни, и доучиваем.
  2. Выучить порядок аккордов в левой руке, запомнить аккордовыми цифровками. Вначале необходимо проверить аппликатуры (пальцы левой руки в аккордах), найти удобное положение пальцев в аккорде, удобное месторасположение аккорда на грифе относительно других аккордов песни (один и тот же аккорд можно поставить на грифе по-разному, существуют десятки вариантов). Найти общие пальцы в переходах с аккорда на аккорд, и другие моменты. Проверить стыковку аккордов в избранном ритмическом приеме.
  3. Работа с текстом песни. Для начала необходимо научиться правильно произносить все слова, делать правильные ударения (иногда литературные и музыкальные ударения в тексте не совпадают), выговаривать все слова, согласные звуки, особенно в конце слов. Затем выделяем смысловые разделы по тексту, кульминации, остановки, особенности содержания текста. Эффективно читать текст песни как стихотворение, или как ритмическую декламацию — читать текст как стихотворение, соблюдая ритм мелодии.
  4. Работа с вокальной мелодией песни. Разучивание идет в медленном темпе по отдельным фразам или даже интонациям (словам). Иногда мелодию эффективно выучить без слов, вокализом, на какую-нибудь букву или слог. Например, все спеть как «ла-ла-ла...» или «о-о-о...» Затем слова соединяются во фразы, фразы в куплеты, куплеты и припевы в целое произведение. Соблюдаются смысловые особенности текста при исполнении вокальной мелодии — кульминации, возрастание и спад напряжения, др. Иногда вокальная мелодия и текст противоположны, и надо показать, что есть музыкальный подтекст. После такой песни должна оставаться небольшой дискомфорт, неудовлетворенность, песня застревает у слушателя в памяти. Есть песни, которые написаны в мажоре (веселый, довольный лад), а текст — грустный или драматический, и наоборот, песня о счастливой любви, а аккорды и тональность — супертоскливые.
  5. Работа с чувствами в песне. Если чувства еще не пришли в процессе разучивания текста и вокальной мелодии, в особенностях ритмического приема и аккордов, слушайте оригинал до тех пор, пока чувства не будут поняты, и поищите историю создания песни, почитайте отзывы других людей. Выражайте чувства, заложенные в песне, или собственную интерпретацию. Это самый главный этап работы.
  6. Адаптация ритмического приема, остановок, ритмических перебивок, басовых и мелодических ходов, вариантов аккордов в зависимости от избранных чувств и смыслового содержания.
  7. Пробные выступления. У музыкантов это называется «обыграть произведение» или «обкатать песню». Новые песни пробуются на зрителях-слушателях, во время выступлений открываются новое понимание песни, особенности восприятия слушателями, и собственные технические проблемы исполнения. Иногда приходится менять избранные приемы, чувства. Таких выступлений желательно провести не меньше трех.
  8. Премьера песни. Ну вот, цель достигнута! У кого-то во времени этот процесс занимает дни и месяцы, у кого-то минуты и часы, в зависимости от личных особенностей человека и мастерства, опыта исполнения.

Лариса Николаевна Гусева, преподаватель курсов гитары в Череповце

Комментарии

Читайте статьи по теме

Какие бывают виды гитар

Перед тем, как пойти на курсы, определитесь, для чего вы хотите научиться играть на гитаре, ведь от этого будет зависеть, какой тип инструмента выбрать.
Подробнее

Как выбрать гитару

К выбору инструмента стоит подойти очень ответственно. На что же стоит обратить внимание, покупая гитару?
Подробнее

Как настроить гитару

Идеальное звучание правильно настроенной гитары говорит о музыканте многое...
Подробнее