Порядок разучивания песни (по курсу ритм-гитара)

  1. Выучить ритм приема правой рукой (бой, перебор, смешанный прием, прием с использованием басов или мелодических звуков). Необходимо сразу продумать, какие удары для удобства и предполагаемого темпа играть вверх или вниз, какие звуки в переборе выделять громче, какие мелодические или басовые звуки вставить в прием и в каком порядке, и заучивать путем многократного повторения на одном аккорде избранный прием. Вначале ритмический прием заучивается медленно, доводится до уровня автоматизма, когда мы уже не думаем, в какую сторону махнуть рукой или какую струну защипнуть. Рука «сама играет», ритм «вбит» в мышечную память. Затем раз за разом играем в другом, более быстром темпе, но не ускоряя и не замедляя во время одного исполнения. Т.е. в 1 раз — медленно, потом — чуть быстрее, за этим — немного быстрее, далее — еще быстрее, намного быстрее, быстро, еще быстрее, очень быстро, ..., пока не будет бешено быстро. Если песня будет быстрая, нужно отработать прием в еще более быстром темпе, поскольку есть отличия игры приема в медленном темпе и быстром, в быстром темпе нет времени размахивать рукой, и все движения от локтя исключены, работает только кисть и пальцы. Когда прием проучен в более быстром темпе, возвращаемся в нужный темп песни, и доучиваем.
  2. Выучить порядок аккордов в левой руке, запомнить аккордовыми цифровками. Вначале необходимо проверить аппликатуры (пальцы левой руки в аккордах), найти удобное положение пальцев в аккорде, удобное месторасположение аккорда на грифе относительно других аккордов песни (один и тот же аккорд можно поставить на грифе по-разному, существуют десятки вариантов). Найти общие пальцы в переходах с аккорда на аккорд, и другие моменты. Проверить стыковку аккордов в избранном ритмическом приеме.
  3. Работа с текстом песни. Для начала необходимо научиться правильно произносить все слова, делать правильные ударения (иногда литературные и музыкальные ударения в тексте не совпадают), выговаривать все слова, согласные звуки, особенно в конце слов. Затем выделяем смысловые разделы по тексту, кульминации, остановки, особенности содержания текста. Эффективно читать текст песни как стихотворение, или как ритмическую декламацию — читать текст как стихотворение, соблюдая ритм мелодии.
  4. Работа с вокальной мелодией песни. Разучивание идет в медленном темпе по отдельным фразам или даже интонациям (словам). Иногда мелодию эффективно выучить без слов, вокализом, на какую-нибудь букву или слог. Например, все спеть как «ла-ла-ла...» или «о-о-о...» Затем слова соединяются во фразы, фразы в куплеты, куплеты и припевы в целое произведение. Соблюдаются смысловые особенности текста при исполнении вокальной мелодии — кульминации, возрастание и спад напряжения, др. Иногда вокальная мелодия и текст противоположны, и надо показать, что есть музыкальный подтекст. После такой песни должна оставаться небольшой дискомфорт, неудовлетворенность, песня застревает у слушателя в памяти. Есть песни, которые написаны в мажоре (веселый, довольный лад), а текст — грустный или драматический, и наоборот, песня о счастливой любви, а аккорды и тональность — супертоскливые.
  5. Работа с чувствами в песне. Если чувства еще не пришли в процессе разучивания текста и вокальной мелодии, в особенностях ритмического приема и аккордов, слушайте оригинал до тех пор, пока чувства не будут поняты, и поищите историю создания песни, почитайте отзывы других людей. Выражайте чувства, заложенные в песне, или собственную интерпретацию. Это самый главный этап работы.
  6. Адаптация ритмического приема, остановок, ритмических перебивок, басовых и мелодических ходов, вариантов аккордов в зависимости от избранных чувств и смыслового содержания.
  7. Пробные выступления. У музыкантов это называется «обыграть произведение» или «обкатать песню». Новые песни пробуются на зрителях-слушателях, во время выступлений открываются новое понимание песни, особенности восприятия слушателями, и собственные технические проблемы исполнения. Иногда приходится менять избранные приемы, чувства. Таких выступлений желательно провести не меньше трех.
  8. Премьера песни. Ну вот, цель достигнута! У кого-то во времени этот процесс занимает дни и месяцы, у кого-то минуты и часы, в зависимости от личных особенностей человека и мастерства, опыта исполнения.

Лариса Николаевна Гусева, преподаватель курсов гитары в Череповце

Ещё статьи по теме «Гитарная школа»